"Поиск". 2010-2011 учебный год

П Л А Н   Р А Б О Т Ы

  гимназического научного общества «Поиск»  на 2010 - 2011 год.

Цель работы  гимназического научного общества  (ГНО) заключается в развитии познавательной активности учащихся, изменении качества и повышении познавательной мотивации гимназистов.Участие в научно-исследовательской деятельности предполагает выбор образовательного маршрута, форм и способов самореализации как учащихся, так и педагогов в их совместной деятельности. Через ГНО реализуется личностно­ ориентированный подход к достижению методологической и общекультурной компетентности старшеклассников. Усиливается мотивация личностно значимого достижения, сотрудничества, публичной успешной самореализации. В гимназии с помощью ГНО расширяется эмоционально привлекательная образовательная среда. Работа в ГНО способствует профессиональной ориентации будущих выпускников.

Работа с педагогами.

  • Сентябрь: информирование педагогов о целях, задачах и перспективах работы ГНО на заседаниях методических объединений гимназии.
  • Октябрь: составление реестра предполагаемых исследований; обсуждение тем; утверждение «Задач руководителя научной гимназической работы».
  • Ноябрь – февраль: индивидуальное сопровождение работы учителей - руководителей работ учащихся: консультирование, помощь в подборе литературы, в структурировании исследовательской деятельности учащихся.
  • Март: оформление выполненных исследований, рецензирование работ, подготовка докладов.
  • Апрель: подготовка и проведение итоговой конференции научного общества учащихся.

Работа с учащимися.
Проводится в теоретическом и практическом направлениях в групповой, индивидуальной и массовой формах.

  • Сентябрь: информирование учащихся 7-l 0 классов о возможностях и перспективах работы ГНО в текущем учебном году.
  • Последняя неделя сентября: организационное заседание ГНО (выбор Совета ГНО; закрепление старшеклассников-шефов над младшими; примерное перспективное планирование направлений и тем исследовательской деятельности; определение режима работы ГНО)
  • Октябрь: проведение минимум 4-х теоретико-практических занятий с членами ГНО «Моя научно-исследовательская работа»:
    - Наука. Предмет, цели, задачи, актуальность, новизна предполагаемого исследования. Методы научного поиска.
    - Планирование работы.
    - Работа с литературными источниками (совместно с М.Н.Кульчицкой): реферирование, цитирование, оформление ссылок, поиск дополнительных источников, подготовка списка изученной литературы.
    - Правила оформления работы и подготовка выступления.

  • Последняя неделя октября: составление реестра предполагаемых НИР, закрепление руководителей, индивидуальное консультирование, сбор первичной информации по выбранным темам учащимися.
  • Ноябрь: сбор материала, индивидуальное консультирование, самостоятельная исследовательская работа. На заседании ГНО публичная защита выбранных тем (их актуальность и новизна, предполагаемый план осуществления) - «Научная проблематика исследовательских работ». Утверждение реестра.
  • Декабрь: сбор и систематизация материалов по теме; индивидуальное консультирование. Заседание ГНО: «Что уже известно науке по выбранной мною теме» (пробные выступления с обзором литературы).
  • Январь: продолжение сбора и систематизации материала. Заседание общества: «Предварительные результаты исследовательской деятельности учащихся».
  • Февраль: начало оформления работ. Обеспечение членов ГНО образцами для оформления. Заседание ГНО: «Подготовка процедуры защиты НИР». Возможна репетиция 1-2 выступлений с коллективным их обсуждением.
  • Март: завершение НИР. Подготовка рецензий научными руководителями. Заседание общества: «Предварительная защита работ по секциям».

  • Апрель: гимназическая научная конференция по подведению итогов работы гимназического научного общества с публичными защитами лучших научно- исследовательских работ учащихся
  • Май: подведение итогов работы ГНО. Заседание - дискуссия «Что значила для меня работа в «Поиске»». Обсуждение планов на следующий учебный год. Подготовка к публикации лучших ученических работ.

Р Е Е С Т Р

научно-исследовательских работ на 2010-2011 учебный год

Класс

Автор

Руководитель

Тема

ба

Дорина Е.
Иванова И.
ДавидовичЯ  

Бажина Л.А.

«Человек и общество» (по произведениям А. Грина «Алые паруса» и В.К. Железникова «Чучело»)

Ниязи Усай
Потапова Е.

Григорьева НЯ.

«Прошлое и настоящее в архитектуре 2-х усадеб Петербурга». (Сравнительная характеристика церкви Вера-Надежда-Любовь и детской художественной школы Кировского района).

Петросян П.

Юрова Н.М.

«Вода в природе и жизни человека».

Сысоев Е.

Шрамм В.А.

«Рефлекторная деятельность животных и человека. История вопроса»

Гаврилина Л.
Вострякова П .

Шрамм В.А.

«Гигиена полости рта. Физиологическое обоснование».

Рузина А.
Чинякова А.

Андреева АЯ.

«Логистика - корни, научная основа и современная структура профессии».

Иголкина Д.
Осипова А.
Сергиенко Л.

ДубровенскаяА.Н.

« Межкультурные связи. Интернет и отношения между людьми»

Тарасова Л.
Захарова С.

Андреева А.Н.

«Аттракционы - физико-математическое обоснование работы устройств».

Середюк В.

Шрамм В.А.

«Роль слова в общении»

ПогореловаН.
Степанеев А.

Шрамм В.А.

«О некоторых особенностях мышления мужчин и женщин».

Волкова К

Сперанская В.А.

«Теорема Пифагора в современной жизни»

Пучкова Е.
Шеменева М.

Осипова С.Б.

«Сказка в нашей жизни»

Зелянина М.
Арутюнова В.

Осипова С.Б.

«Язык мифов Древней Греции в современном мире»

Куплинова К

Осипова С.Б.

«Мир детства в рассказе «Любишь - не любишь» Татьяны Толстой»

l0a

Шаденков В.

Шрамм В.А.

«Источники и становление самооценки в подростковом возрасте (роль внешних данных)»

 10а  

Шаденков В.
Коцеруба П.

МелешкинаЗ.Я.

«Понятие граф в математике»

10а

Лиханова А.

Шрамм В.А.              

«Особенности творческого мышления подростков»

10а

КирилловыхЕ.
Коцеруба П.

Шрамм В.А

«Профориентация. Собственный опыт»

10а

Цытко В.

КозюренокО.В.

«Международные отношения в 20 веке»

10в

Гамазкова Ю.

СорокинаВ.Ю.  

"Источники информации о СПИДе   (сравнительная характеристика)"

11а

Солодилова Е.

Иоффе И.В.

«Ненормативная лексика современной литературы и ее роль в эмоциональном восприятии текста»

11а

Анисимов К.

СтаростенкоЛ.А

«Генштаб в годы II Мировой войны»

11а

Пачковская Е.

Родионова Н.С.

«Лексические особенности современного английского языка (сравнительно-историческое исследование поэзии)»

11а

Пачковская Е.

СтаростенкоЛ.А

«Идеи философов о государстве и их практическое применение в современной политике»


Отчет о работе научного гимназического общества «Поиск» в 2010 – 2011 году

За год подготовлено 14 исследовательских работ. В программу конференции вошло 16 работ: добавились две из проектов. А запланировано было (по данным на ноябрь 2010 года, на момент утверждения тем) 25 работ. Позже М.Б.Воробьева добавила от себя и 10А класса еще 8 тем по литературе. Т.е. более 10 работ, почти половина задуманного не было доведено до конца. При этом работа «Поиска» велась по плану: проводились общие и групповые собрания членов общества и консультации, обучающие занятия, постоянно поддерживалась связь с руководителями работ. Итоги (формально) тоже не плохи: «вышли» на сцену города и страны, успешно заявили о себе, собрали пачку дипломов…

Да, очень хочется охватить всю школу исследовательской деятельностью, хочется завлечь, научить, показать, достичь…

Что и как можно для этого предпринять? Прежде всего, на кафедрах провести минимум по одному теоретическому занятию в первой четверти на тему: «Что такое исследовательская работа». И не в общих чертах, как делалось в прошедшем году, а конкретно, с приведением примерных тем и их разработкой. Далее, необходимо прямо назвать роль и место руководителя исследовательской работы. Это не просто направляющий наблюдатель, а активный соавтор. Дети даже выпускных классов, даже самые мотивированные и хорошие – это дети, абсолютно не умеющие ни силы и время рассчитать, ни прореферировать литературу грамотно, ни даже ссылки оформить правильно. Это потом, в ВУЗе, имея за плечами опыт школьного исследования, они будут легко справляться с курсовиками. Но это потом. А сейчас надо растить исследование «по Выготскому»: сначала начать самому, показать, как это делается, потом часть сделать совместно, потом по кусочку давать мелкие конкретные участки для самостоятельной проработки… И самому все доделывать, редактировать, переделывать. А потом вывести ребенка на сцену, хвалить и гордиться им.

Т.е. руководитель исследования – это постоянный сопровождающий. Поэтому далеко не каждый учитель захочет и сможет такую работу проводить. Следовательно, учителя надо мотивировать. Пока реальной мотивации кроме наполнения портфолио к аттестации баллами не видно. Но это внешний мотив. А внутренние?

С внутренними мотивами всегда сложно. Требуется очень сильное положительное подкрепление, чтобы мотив не угасал. А научная работа – не публична, не заметна почти на всем своем протяжении, кроме последнего: выступление…и награда? Это конечно игра для детей. Реальная наука наград не раздает. Стимулы надо искать в себе самом. А детей, естественно, всячески поощрять придется – без этого, вероятно, не обойтись.

Конечно, надо заинтересовать детей. И здесь, очевидно, большой простор для вариантов работы.

1. Начальная школа. Уже есть предварительная договоренность с тремя педагогами об исследовательской работе классов или большей части классов над определенными темами.

2. Пятые классы. Будущий 5А уже имеет опыт проектных работ с Т.С Кравцовой. В работе участвовали и родители. Я думаю, что группу детей класса можно будет заинтересовать продолжением работы с постепенной трансформацией проекта в исследовательскую работу (естественно, потребуется подобрать руководителей, темы, привлечь родителей). Будем надеяться, что задуманная работа с тетрадями «Дневниками достижений» тоже принесет некий успех и в направлении развития исследовательской деятельности в классе.

3. Параллели 6-х и 7-х классов. В прошедшем году 6А заявлял об исследовании по литературе, но работа не была завершена. В будущем 6А кл.рук. Жмуденко Н.В. – учитель англ.языка. Очень бы хотелось через этот активнейший класс и заинтересованного классного руководителя вовлечь кафедру иностранных языков в исследования. Предварительные заявки уже есть, но от заявок до финала – слишком большой путь.

4. 8-е и 9-е классы. Это традиционно самое широкое поле для исследовательской деятельности. Здесь, отчасти, уже начаты и заявлены темы, руководители и исполнители, но по разным причинам работы не были доведены до конца. Надо будет всячески их простимулировать и продвигать к завершению.

Дополнительно в 9-х классах хорошую базу для исследовательской деятельности предоставляет курс ОВП. Его надо будет дополнить циклом специальных занятий «Основы исследовательской работы» с обязательными практическими работами и неким итоговым зачетом. (Или этот цикл включить в курс ОВП в качестве небольшого раздела?).

5. 10-е классы. В прошедшем учебном году именно они дали основную часть исследований и внешних выступлений. Характерно, что у большей части работ первоначальная цель была весьма утилитарна: получить отметку на экзамене «по выбору». Однако в ходе работы дети не на шутку заинтересовались самой работой, самим процессом поиска, анализа и описания фактов. Те же, кто сделал две работы по разным предметам, одну из работ уже могли «слепить» более – менее грамотно и самостоятельно.

6. И, наконец, 11-е классы. Будущий 11А – самый активный во всех проектных и исследовательских работах. Это уникальный класс по своим возможностям и потенциалу. Дети ищут себя, свое место в жизни, в том числе и участвуя в самых разнообразных поисках и исследованиях. Но выпускной класс накладывает свои ограничения, задает другие приоритеты: ЕГЭ и ВУЗ. Загадывать не будем.

Грустно другое: в параллели три класса, но Б и В абсолютно выпали из внеурочной исследовательской работы. Была заявка и начало работы по биологии от Ю.Гамазковой, но работа не завершена. Был проект К.Осадчего, который практически почти доведен до уровня исследования, но что-то помешало завершению работы.

Таким образом, за прошедший год подготовлено и представлено на отчетной гимназической конференции 4 работы по литературе, по 3 по обществознанию и психологии, 2 по истории СПб и по одной по экологии, математике, биологии и английскому языку. В руководстве работами учащихся участвовали 10 педагогов.

Как в качественном (охват учебных дисциплин), так и в количественном отношении этого для гимназии явно недостаточно. Следовательно, на будущее необходимо ставить перед «Поиском» более широкие и разнообразные задачи.

Шрамм В.А.





Гимназия №293

Разработка и поддержка сайта ООО "Рекон"