"Поиск". 2010-2011 учебный годП Л А Н Р А Б О Т Ы
гимназического научного общества «Поиск» на 2010 - 2011 год. Цель работы гимназического научного общества (ГНО) заключается в развитии познавательной активности учащихся, изменении качества и повышении познавательной мотивации гимназистов.Участие в научно-исследовательской деятельности предполагает выбор образовательного маршрута, форм и способов самореализации как учащихся, так и педагогов в их совместной деятельности. Через ГНО реализуется личностно ориентированный подход к достижению методологической и общекультурной компетентности старшеклассников. Усиливается мотивация личностно значимого достижения, сотрудничества, публичной успешной самореализации. В гимназии с помощью ГНО расширяется эмоционально привлекательная образовательная среда. Работа в ГНО способствует профессиональной ориентации будущих выпускников. Работа с педагогами.
Работа с учащимися.
Р Е Е С Т Р
научно-исследовательских работ на 2010-2011 учебный год
Отчет о работе научного гимназического общества «Поиск» в 2010 – 2011 году
За год подготовлено 14 исследовательских работ. В программу конференции вошло 16 работ: добавились две из проектов. А запланировано было (по данным на ноябрь 2010 года, на момент утверждения тем) 25 работ. Позже М.Б.Воробьева добавила от себя и 10А класса еще 8 тем по литературе. Т.е. более 10 работ, почти половина задуманного не было доведено до конца. При этом работа «Поиска» велась по плану: проводились общие и групповые собрания членов общества и консультации, обучающие занятия, постоянно поддерживалась связь с руководителями работ. Итоги (формально) тоже не плохи: «вышли» на сцену города и страны, успешно заявили о себе, собрали пачку дипломов… Да, очень хочется охватить всю школу исследовательской деятельностью, хочется завлечь, научить, показать, достичь… Что и как можно для этого предпринять? Прежде всего, на кафедрах провести минимум по одному теоретическому занятию в первой четверти на тему: «Что такое исследовательская работа». И не в общих чертах, как делалось в прошедшем году, а конкретно, с приведением примерных тем и их разработкой. Далее, необходимо прямо назвать роль и место руководителя исследовательской работы. Это не просто направляющий наблюдатель, а активный соавтор. Дети даже выпускных классов, даже самые мотивированные и хорошие – это дети, абсолютно не умеющие ни силы и время рассчитать, ни прореферировать литературу грамотно, ни даже ссылки оформить правильно. Это потом, в ВУЗе, имея за плечами опыт школьного исследования, они будут легко справляться с курсовиками. Но это потом. А сейчас надо растить исследование «по Выготскому»: сначала начать самому, показать, как это делается, потом часть сделать совместно, потом по кусочку давать мелкие конкретные участки для самостоятельной проработки… И самому все доделывать, редактировать, переделывать. А потом вывести ребенка на сцену, хвалить и гордиться им. Т.е. руководитель исследования – это постоянный сопровождающий. Поэтому далеко не каждый учитель захочет и сможет такую работу проводить. Следовательно, учителя надо мотивировать. Пока реальной мотивации кроме наполнения портфолио к аттестации баллами не видно. Но это внешний мотив. А внутренние? С внутренними мотивами всегда сложно. Требуется очень сильное положительное подкрепление, чтобы мотив не угасал. А научная работа – не публична, не заметна почти на всем своем протяжении, кроме последнего: выступление…и награда? Это конечно игра для детей. Реальная наука наград не раздает. Стимулы надо искать в себе самом. А детей, естественно, всячески поощрять придется – без этого, вероятно, не обойтись. Конечно, надо заинтересовать детей. И здесь, очевидно, большой простор для вариантов работы. 1. Начальная школа. Уже есть предварительная договоренность с тремя педагогами об исследовательской работе классов или большей части классов над определенными темами. 2. Пятые классы. Будущий 5А уже имеет опыт проектных работ с Т.С Кравцовой. В работе участвовали и родители. Я думаю, что группу детей класса можно будет заинтересовать продолжением работы с постепенной трансформацией проекта в исследовательскую работу (естественно, потребуется подобрать руководителей, темы, привлечь родителей). Будем надеяться, что задуманная работа с тетрадями «Дневниками достижений» тоже принесет некий успех и в направлении развития исследовательской деятельности в классе. 3. Параллели 6-х и 7-х классов. В прошедшем году 6А заявлял об исследовании по литературе, но работа не была завершена. В будущем 6А кл.рук. Жмуденко Н.В. – учитель англ.языка. Очень бы хотелось через этот активнейший класс и заинтересованного классного руководителя вовлечь кафедру иностранных языков в исследования. Предварительные заявки уже есть, но от заявок до финала – слишком большой путь. 4. 8-е и 9-е классы. Это традиционно самое широкое поле для исследовательской деятельности. Здесь, отчасти, уже начаты и заявлены темы, руководители и исполнители, но по разным причинам работы не были доведены до конца. Надо будет всячески их простимулировать и продвигать к завершению. Дополнительно в 9-х классах хорошую базу для исследовательской деятельности предоставляет курс ОВП. Его надо будет дополнить циклом специальных занятий «Основы исследовательской работы» с обязательными практическими работами и неким итоговым зачетом. (Или этот цикл включить в курс ОВП в качестве небольшого раздела?). 5. 10-е классы. В прошедшем учебном году именно они дали основную часть исследований и внешних выступлений. Характерно, что у большей части работ первоначальная цель была весьма утилитарна: получить отметку на экзамене «по выбору». Однако в ходе работы дети не на шутку заинтересовались самой работой, самим процессом поиска, анализа и описания фактов. Те же, кто сделал две работы по разным предметам, одну из работ уже могли «слепить» более – менее грамотно и самостоятельно. 6. И, наконец, 11-е классы. Будущий 11А – самый активный во всех проектных и исследовательских работах. Это уникальный класс по своим возможностям и потенциалу. Дети ищут себя, свое место в жизни, в том числе и участвуя в самых разнообразных поисках и исследованиях. Но выпускной класс накладывает свои ограничения, задает другие приоритеты: ЕГЭ и ВУЗ. Загадывать не будем. Грустно другое: в параллели три класса, но Б и В абсолютно выпали из внеурочной исследовательской работы. Была заявка и начало работы по биологии от Ю.Гамазковой, но работа не завершена. Был проект К.Осадчего, который практически почти доведен до уровня исследования, но что-то помешало завершению работы.
Таким образом, за прошедший год подготовлено и представлено на отчетной гимназической конференции 4 работы по литературе, по 3 по обществознанию и психологии, 2 по истории СПб и по одной по экологии, математике, биологии и английскому языку. В руководстве работами учащихся участвовали 10 педагогов. Как в качественном (охват учебных дисциплин), так и в количественном отношении этого для гимназии явно недостаточно. Следовательно, на будущее необходимо ставить перед «Поиском» более широкие и разнообразные задачи.
Шрамм В.А. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|